Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
природосообразных технологий
в образовании и культуре
КРЫМСКАЯ НООСФЕРИАНА

Участники2013


Пинчук Татьяна Александровна

Директор Севастопольского политехнического лицея, док.пед.наук, действительный член Крымской академии наук, Ноосферной академии науки и образования, иностранный член Российской академии естественных наук, председатель севастопольской  Инновационно-педагогической ассоциации «XXI век: образование, наука, экология».

1. Научно-методическое пособие «Универсальное образование в системе лицейского обучения», которое является результатом работы Севастопольского политехнического лицея по итогам достижения генеральной цели деятельности коллектива лицея в 1999-2004 учебных годах

Парадигма универсального лицейского образования рассматривается через исторический, теоретический и практический аспекты.

Авторский коллектив, под руководством директора Севастопольского политехнического лицея, представляет обновленные концептуальные подходы к созданию моделей научно-методической, учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающих универсальное (единое) знание – знание языков наук,  которое дает ученику возможности освоить основной способ их постижения  - чтение текстов и понимание основ системообразующих аксиом, а также результативность их внедрения.

Пособие предназначено для руководителей учреждений образования, учителей, студентов.

 

2. Научно-методическое пособие «Психолого-педагогические основы  типов и структур урока универсального лицейского образования»

Многие десятилетия психология была невостребованной наукой. И только в настоящее время заняла центральное место в перечне технических, естественных и общественных наук, в том числе в педагогике.

Психология является универсальной наукой, становясь общей моделью человекознания. В свою очередь педагогическую психологию следует рассматривать как науку, которая является ключом к замку Храма знаний.

Коллектив исследователей Севастопольского политехнического лицея (лицея №1), глубоко изучив психологические основы универсального образования в педагогической теории и практике, представляет полифункциональный материал по модернизации типов и структур современного урока.

Семь наиболее часто встречающихся в практике типов уроков представлены не только с детальной разработкой их структур, но и с регламентом каждого структурного этапа.

Рекомендации по структурированию различных типов урока могут быть использованы учителями как матрица при их подготовке или же как алгоритмы самоанализа по его итогам.

При осуществлении контроля за учебно-воспитательным процессом руководители образовательных заведений могут воспользоваться разработкой как программой наблюдений и критериальной основой для оценки уроков в соответствии с требованиями психологии и дидактики.

Пособие будет также полезно студентам во время изучения курса педагогики и при прохождении практики в образовательных заведениях.

 

3. Монография «Концептуальные подходы к полифункциональному моделированию универсального лицейского образования».

Монография состоит из введения и трех глав. В ведении рассмотрены цели и задачи, поставленные государством перед различными типами общеобразовательных учебных заведений и сделаны выводы, что обозначенные в педагогической практике два их основных типа: средняя общеобразовательная школа и школы нового типа, могут быть классифицированы по сущности образования на: технократические, гуманитарные, универсальные.

В первой главе рассмотрен комплексный подход к универсализации образования на основе идей концепции ноосферного образования, выявлены общие тенденции универсальных (ноосферных) знаний в руководящих документах об образовании и Болонского процесса, ориентированные на обеспечение учащимся всеобщих, всеобъемлющих, цельных знаний.

Во второй главе рассмотрен комплексно-целевой подход к формированию личности Человека Мира (евроабитуриента) на основе концептуального моделирования деятельности научно-методической службы лицея, моделирование содержания учебно-воспитательного процесса универсального лицейского образования и концептуального подхода к воспитанию универсальной личности лицеиста, в т.ч. рассмотрены вопросы воспитания экологического мышления как необходимого условия формирования целостного мышления.

Третья глава посвящена вопросам психологии универсального лицейского образования. Рассмотрены вопросы возникновения психологии как универсальной науки человекознания. Представлена концептуальная психолого-педагогическая модель универсального лицейского образования. Особое внимание уделено основной форме учебно-воспитательного процесса – уроку и его типам и структурам, подробно описана его психологическая функция на примере урока изучения нового материала.

 

Научный консультант:

Доктор психологических наук, действительный член Российской Академии Естественных наук

и Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка,

профессор МАСЛОВА Н.В.

 

4. Компьютерная версия (на CD-диске) семи основных типов уроков универсального лицейского образования, наиболее часто встречающихся в практической деятельности учителей:

Урок изучения нового материала.

Комбинированный урок.

Урок формирования умений и навыков.

Урок применения умений и навыков.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок контроля и коррекции знаний.

Урок проверки знаний.

 

4. Научно-методическое пособие «Инновационные технологии обучения школьников разного уровня способностей»

В пособии описан инновационный подход к организации и управлению учебно-воспитательным процессом на индивидуально-дифференцированной основе. Дана методика обучения школьников разного уровня способностей. Разработана технология многоуровневого обучения.

На примере структуры урока «Изучение нового материала» рассмотрены психические процессы, протекающие во время мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Впервые в истории педагогики представлены матрицы, которые обеспечивают индивидуально-дифференцированное обучение учащихся на протяжении всего урока. Матрицы представлены для четырёх гомогенных групп: низкого, среднего, высокого уровня обучения и для одаренных учащихся, но они могут быть дополнены и для иных субъектов, например, таких,  как дети нового сознания: дети «Индиго» и «Кристальные» дети (Christed child) и т.д.

Осуществление учителем учебно-воспитательного процесса на основе многоуровнего планирования позволяет создать учащимся оптимальные условия обучения, обеспечивает процессы «выравнивания» и повышения знаний, позволяет учащимся поверить в свои силы, т.к. они получают дозированную информацию, соответствующую их уровню интеллекта и развития.

Созданию матриц на индивидуально-дифференцированной основе семи основных типов уроков предшествовали материалы авторской разработки, представленной в научно-методическом пособии «Методика и технология обучения учащихся разного уровня способностей» (1986г.) и Севастопольского политехнического лицея в научно – методическом пособии «Психолого-педагогические основы типов и структур уроков в универсальном лицейском образовании» (2005 г.).

Компьютерная версия матриц уроков модернизирует и облегчает труд учителя, обеспечивает его научную основу, освобождает учителя от повседневной рутиной работы и создает условия для его творчества, самообразования и саморазвития, экономит время на подготовку урока.

Учителю созданы условия для универсализации содержания матрицы, выбранного им типа урока, за счет личного нестандартного подхода к ее модификации.

При осуществлении контроля за учебно-воспитательным процессом руководители образовательных заведений могут воспользоваться разработкой как программой наблюдений и критериальной основой для оценки уроков в соответствии с требованиями психологии и дидактики.

Материалы адресуются учителям, руководителям школ, методистам и могут быть использованы при обучении студентов педвузов.

 

 

5. Научно-методическое пособие «Универсальные частнопредметные технологии  ОРГАНИЗАЦИОННОГО этапа урока»

В пособии представлены дидактические требования к организации и проведению структурных компонентов ОРГАНИЗАЦИОННОГО ЭТАПА урока. А также теоретическое видение учителями Севастопольского политехнического лицея вопроса актуализации опорных знаний и чувственного опыта учащихся, проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся по итогам прошлого урока; создания условий учащимся для поддержания интереса к изучению нового материала через его мотивацию на ОРГАНИЗАЦИОННОМ этапе урока. Педагогами лицея описаны актуальные методики и частнопредметные технологии, основанные на практическом опыте.

Уделено внимание природосообразным (ноосферным) частнопредметным методикам актуализации опорных знаний, проверки домашнего задания, создания условий учащимся для мотивации изучения нового материала на ОРГАНИЗАЦИОННОМ этапе урока.

Впервые в истории педагогики на компьютерном диске в виде приложения к пособию представлены презентации, которые на конкретном учебном материале раскрывают универсальные частнопредметные технологии, применяемые на ОРГАНИЗАЦИОННОМ ЭТАПЕ урока такие как «Удивляй», «Отсроченная отгадка», игра «Географическая мозаика» и т.д.

Осуществление учителем учебно-воспитательного процесса с применением универсальных технологических приемов и методик проверки домашнего задания, воспроизведения и коррекции опорных знаний учащихся по итогам прошлого урока позволяет создать им оптимальные условия обучения, обеспечивает процессы прочного запоминания учебного материала, создаёт условия поверить в свои силы и является основой для повышения качества знаний.

Материалы адресуются учителям, руководителям школ, методистам и могут быть использованы при обучении студентов педвузов.

 

Все замечания и предложения будут с благодарностью приняты по адресу : 335007, г. Севастополь, ул.О. Кошевого 1. Севастопольский политехнический лицей. Тел. 49-90-81Адрес электронной почты: SevPollicey@yandex.ua для Пинчук Татьяны Александровны

Valid HTML 4.01 Transitional Правильный CSS! Яндекс.Метрика

сервис по мониторингу, проверке, анализу работоспособности и доступности сайта